Мы рассматривали формирование элементов Знания вокруг
отдельного человека, а также между группами людей (самураи и
кузнецы). Человек может прийти в существующее большое Знание и
стать причастным к его Свитку. Одна из форм этой причастности –
обучиться заранее локальному Знанию и стать проводником в
существующем Знании. Но это не обязательно. Во-первых,
человек самообучается в локальном пространстве, становится
проводником Сквозона и одновременно совершает движение в
пространстве Знания. Такая возможность появляется, когда существующее
Знание более устойчиво, чем пребывание человека в качестве
носителя. Самурайское Знание прочнее, чем пребывание в нем
отдельного человека, поэтому при попадании в него происходит
самообучение, и Знание передаётся между людьми. Для этого всегда
имеется доля условно свободных людей, которые могут стать частью
цепочки движения Сквозона.
Итак, свободный человек нашелся, перемещается, попадает в новые
Знания. Человек притягивается к Знанию через свои базовые
эмоции: удовольствия, жизненной необходимости,
ответственности. В зависимости от того, какие эмоции
прикрепили человека к Знанию, зависит дальнейшая судьба Свитка
большого Знания. Получение эмоций может быть не прямым, а
обеспечиваться тем Сквозоном, который человек «сливает» из
питающего его Знания. Привлекательным участком в большом Знании
можно рассматривать как место на производственном конвейере, так
и административную должность с управляющей ролью в социальной
структуре общества. Последняя характеризует стремление человека
занять параметрическое положение в Знании. Именно на
таком (управляющем) месте наиболее ярким образом проявляются
базовые эмоции, которые прикрепляют человека к Знанию.
Если для человека главным является удовольствие, то ему не
просто хочется больше и больше, а нужно. Он находит важное
обоснование такой потребности. Образуется не навык по управлению
общим Знанием, а локальное Знание для защиты своего места и
важности своего положения. Побочным действием будет
являться блокирование возможности образования альтернативных
навыков для управления Знанием. Так появляется орудийный
элемент чужестранного Знания, который в будущем послужит
разрушителем общего Знания. Исторически такие разрушения
проявляются в виде «дворцовых переворотов».
Представим еще один взгляд на возможные варианты пребывания
человека в Знании – в большей мере для дальнейшего размышления.
- Человек обладает уникальным навыком в собственном Знании. За это он уважаем лично.
- Человек унифицированного навыка, взаимозаменяемый на массовом производстве.
- Человек нашёл слабое место в большом Знании и занял его, способен элементарно им управлять: блокировать Сквозоны. Без его разрешения не двинется поток, нет Знания. Он также уважаем за разрешение или презираем за запрещение?
Каковы будут условия для локальных Знаний, если именно последним
образом организованы основные потоки Сквозона в большом Знании?
Лучший путь развития – не биться друг с другом за места на имеющихся Свитках, а сформировать новое Знание. Тем самым дать возможность и другим людям занять свободные места на новом Свитке Знания и развить навык освоения свободного пространства. Свободные места всегда есть в пограничной зоне Знания. Разрешено ли человеку свободное движение к этим пограничным областям Знания, поощрено, напряжено, запрещено, наказуемо? Критерии достаточно просты: сжигают еретиков – значит, наказуемо; на этом зарабатывают «инвесторы» – значит, напряжено. Или, к примеру, разрешено только малой группе, потомственной элите – соответственно, особо приближенным к распределяемым средствам и правам. Эти простые критерии показывают, насколько Знание сообщества способно к освоению свободного пространства. В лучшем обществе остальным людям также найдется и место, и путь движения Знания, и возможности развития своего навыка.
Как мы видим, Знание обеспечивает совместное проживание людей на одной территории. В зависимости от реализации этого Знания формируется различная допустимая бесконфликтная плотность людей в соответствующем пространстве.
Какова в сообществе доля людей с навыком «примкнуть», которые могут стать частью цепочки движения Сквозона? Их столько, сколько удлинения могут выдержать имеющиеся в обществе Свитки, чтобы не разрушиться. По мере увеличения доли встроившихся примыкателей, уменьшается количество Свитков и, соответственно, мест, где может примкнуть человек. Отсюда следует и главная функция обучения: научить человека создавать Свитки Знания. Как альтернатива – для разрушения «чужого» общества: научить примыкать к имеющимся Свиткам, делая эти Свитки более инертными и затратными. Для устойчивого Знания излишне активные «примыкатели» должны испаряться из сообщества. Для них надо создавать условия, не препятствующие их переходу в другое общество.